Коли ми позбавимося маршруток?

16 Січня 2018 09:00

Новый календарный год принес традиционное подорожание товаров и услуг в целом ряду номинаций. И речь не только о долларе или о евро, который уже перевалил за 34 гривны, или об очередной накрутке цен за коммуналку. Речь о том элементарном, с чем сталкиваются ежедневно 99% наших граждан, не осчастливленных собственным авто. Речь о маршрутках, где цены с 5-6 гривен уже поднялись до 6-7. И это, как говорят перевозчики, еще не предел – впереди маячит цена в 8-9 гривен.

112.ua

И вот что примечательно. Агентство УНН взяло короткий комментарий у некоего Николая Бацана, директора столичного предприятия ООО “Политехавто-Б”, который заявил следующее: “В течение последних трех месяцев прошлого года цены на бензин выросли где-то на 8%. Также выросли цены на солярку. В случае, если цены застынут на том уровне, на котором они есть сегодня, в начале марта цены частных перевозчиков столицы вырастут минимум на 1 грн. А если бензин и солярка и дальше будут дорожать, то может произойти повышение стоимости проезда на 2 грн”.

Но, во-первых, стоимость проезда увеличилась уже – не дожидаясь марта. Например, поездка на маршруте 455 (Виноградарь – Севастопольская площадь) подскочила в цене с 6 гривен до 7. А во-вторых, одна гривна накрутки в данном случае – это не 8%, на которые подорожал бензин, а целых 15%. Так что с цифрами у перевозчиков что-то не вяжется. Но в данном случае беда даже не в плохой арифметике, а в скверном отношении к тем, кто маршруточников кормит, – к многострадальным и абсолютно бесправным пассажирам.

Ведь увеличение цены на проезд даже и не предполагает хотя бы мало-мальского улучшения качества предоставляемого сервиса. Разницу между старой и новой ценой по умолчанию поглощает все тот же перевозчик – якобы для того, чтобы оплатить дорожающее топливо. Но ведь и пассажиру тоже должно что-то “перепасть”. Например, более адекватные водители или более приемлемые салоны маршруток, за особый “шарм” прозванных в народе “скотовозками”.

Кстати говоря, “скотовозки” Киева (и иных городов) не только повергают в эстетический шок и подрывают веру в человечество – они еще и опустошают местные бюджеты. Ведь если проанализировать работу маршрутных такси в городе, то нельзя не признать, что бюджет столицы недополучает значительные средства.

Владельцы маршруток, которые не зависят от “Киевпастранса” и работают исключительно на себя, ежемесячно платят налоги по упрощенной системе налогообложения. При этом большинство частных маршрутов избегают уплаты общего налога в местный бюджет. А поскольку владельцы маршруток делятся с городской казной мизером, деньги, которые граждане отдают за проезд, почти не облагаются налогом. Маршрутки же таким образом подкармливают теневую экономику.

Заканчивая смену, только водитель может с точностью сказать, сколько людей воспользовалось услугами его маршрутного такси. Без аудита пассажиропотока невозможно определить количество полученных денег, невозможно пропорционально просчитать процент дохода, который должен облагаться налогом, а это значит, что из бюджета регулярно изымается большая сумма денег, которая могла бы идти на модернизацию старого коммунального транспорта или покупку нового.

И это при том, что большой дефицит подвижного состава общественного транспорта сложился еще в девяностые годы, и с тех пор ситуация практически не изменилась. Проблемой транспорта, как коммунального, так и частного, остается и плохое качество управления. Непрозрачные конкурсы отдают маршруты владельцам, у которых нет стимулов улучшать качество работы транспорта. Монополия маршрутчиков приводит к снижению стандартов обслуживания и к несоблюдению минимальных требований к перевозке пассажиров.

Правда, время от времени отцы города грозятся разработать новую логистику и освободить Киев (или хотя бы его центр) от маршруток и от пробок, запустив новые комфортабельные автобусы большого “пассажироизмещения”. Но логистики как не было, так и нет, а коммунальных машин на маршрутах мало и курсируют они реже, чем следовало. Прождав на остановке троллейбус или автобус свыше 20 минут, горожане начинают искать глазами привычные желтые “Богданы”. Но не только выбор в пользу маршрутки обескровливает городскую казну. “Киевпастранс” не досчитывается выручки по причине нечистоплотности собственных кондукторов и водителей.

При этом год назад – 17 января 2017-го – Верховная Рада проголосовала за закон №4121, который был призван положить конец наличным расчетам за бумажные билеты и обеспечить переход на электронный билет. Это был бы по-настоящему действенный удар по любителям скрыть часть выручки. Однако постоянная комиссия Киевского горсовета по вопросам транспорта рассмотрела внедрение этого закона лишь 17 июля (!).

Прошло ровно полгода, и Киев за это время пережил очередное повышение цен на проезд, а столичные депутаты только начали чесать затылки. При этом чесание происходит в замедленном темпе: система электронных билетов в столице заработает не раньше второго квартала 2018-го. Одним словом, понадобится не менее полутора лет, чтобы всего лишь начать выполнять принятый Верховной Радой закон.

И это при том, что в украинских городах потери при сборе выручки достигают 40% от стоимости билетов. (Для сравнения: в городах Западной Европы эта цифра равна 2-3%.) А еще при том, что Кабмин надеется привлечь инвестиции под проект “Электронный билет” (министерство инфраструктуры рассчитывает на 100 миллионов евро); плюс в правительстве считают (и вполне справедливо!), что безналичный способ оплаты проезда существенно уменьшит расходы на организацию сбора выручки, а также повысит эффективность работы транспортных предприятий.

Между тем столичные власти только собираются объявлять тендер на получение программного продукта и закупку валидаторов и бортовых компьютеров для подвижного состава. В целом же, сообщают в Киевсовете, система электронного билета будет разрабатываться на базе коммунальных предприятий “Киевский метрополитен” и “Киевпастранс”.

Киевские коммунальные предприятия и их тотальная убыточность – это отдельная тема для разговора. Сейчас важно понять, почему столичная власть так упорно саботирует электронный билет. Разгадка, в принципе, проста: еще слишком много “неосвоенных” (читай: не положенных в собственный карман) средств осталось, чтобы просто так ими пренебречь.

А обещания Виталия Кличко навести порядок в системе городского транспорта все так же остаются обещаниями. Нынешний транспортный бардак, возможно, является его персональной зоной комфорта. Так или иначе, но киевляне добираются на работу и с работы, а значит, можно не напрягаться. У киевского мэра та же беда, что и у большинства столичных перевозчиков, – отсутствие стимула для внедрения изменений. Ведь выборы-то – еще не скоро.

Михайло Поживанов,

політик, громадський діяч, депутат Верховної Ради чотирьох скликань

Джерело: 112.ua